Я горжусь тем, как Америка относится к своей истории. Топтание на могилах, оплевывание либо облизывание давно умерших деятелей американцам чуждо в, прежде всего, культурном плане. В отличие от славян, к сожалению. Наше прошлое невыносимо непредсказуемо, и уже неясно, кого из кумиров завтра выкопают из могилы и потащат на пьедестал.
Вот, например, гражданская война как самый кровавый и беспощадный вид вооруженных конфликтов, в любой стране. Гражданская война в США 1861-1865 годов уникальна тем, что победители смогли достичь обоюдного примирения за каких-то два года. Вдумайтесь. Пять лет рвать друг друга в клочья, и потом всего за два года успокоиться, разойтись по домам и начать восстанавливать разрушенную молодую страну. Без мщения и террора.
Победители сначала отпустили рядовых пленных, по-человечески рассудив, что те никакого влияния на ход событий не имели и просто выполняли приказ. С офицерами, особенно генералами, разбирались уже тщательнее. В результате освободили почти всех, предварительно взяв с них клятву принять новый порядок. Наказание, вплоть до виселицы, понесли лишь военные преступники, чья вина была доказана военным трибуналом.
В результате у меня за окном проспект Джефферсона Дэйвиса (Jefferson Davis Highway), которого южане выбрали своим президентом. В интеллигентный магазин Total Wine я езжу по улице генерала Борегара (Beauregard Street), командующего артиллерией Конфедерации, чьи пушки фактически начали гражданскую войну, а он сам поклялся сровнять с землей Вашингтон. А теперь представьте себе проспект имени адмирала Колчака в Петербурге или площадь Столыпина в Москве. Я уже не говорю про многочисленные кладбища, где покоятся все те, кто сражался за идеалы рабовладельческого Юга. Кладбища эти в прекрасном состоянии, входят в перечень исторических достопримечательностей.
Короче, американцам по праву есть чем гордиться, думал я, пока не прочел, что городские власти Нового Орлеана три дня назад распорядились приступить к демонтажу четырех памятников конфедератам. Первым убрали обелиск в память о Белой Лиге – восстании ветеранов-южан против послевоенного правительства в 1874-м году. Работы проводились ночью, под охраной полиции, рабочие были в бронежилетах, касках и масках – что в современной Америке выглядит дико, даже с учетом накала борьбы с терроризмом.

На очереди – статуи героев гражданской войны генерала Роберта Ли, и уже упомянутых генерала Пьера Борегара и президента южан Джефферсона Дэйвиса.

И тут я совершенно перестаю гордиться американцами, потому что этим решением власти Нового Орлеана, уступившие многолетнему давлению так называемой “прогрессивной общественности” (думаю, всем понятно, какого цвета эта общественность), взяли и открыли шлюзы. Как говорят на моей исторической родине, почалось. Прецедент создан, теперь окрыленные борцы с прошлым постараются пройтись бульдозером и по памятникам, и по кладбищам, и по мемориальным доскам. Думаю, эстафету подхватят, вперёд других, Джорджия и Южная Каролина. А чиновники, держащиеся за свои кресла, будут трусливо делать вид, что так и надо и что все под контролем.
Только ведь война с прошлым оборачивается уничтожением будущего, не мне вам объяснять. Беда в том, что американцы – молодая нация и они этого еще не проходили.