
… или как веселый жулик Скотти пытался убить своего благодетеля. Эту историю я, вместе с прочими моими впечатлениями, привез из Долины смерти, где я встречал новый, 2011-й год.
Уолтер Скотт (Walter Scott) по прозвищу Death Valley Scotty был одним из бесчисленных золотоискателей, рыскавших по просторам Невады и Калифорнии в начале ХХ века. Но даже среди этой публики он выделялся беспредельным авантюризмом и – нечеловеческим обаянием. Иначе как объяснить то, что он сумел расположить к себе миллионера из Чикаго Алберта Джонсона и заручиться его финансовой поддержкой? Финансисты, особенно преуспевающие, далеко не самые доверчивые из людей, как мы знаем.
К 1900-му году Скотти окончательно убедился, что золота в Долине смерти нет – если не считать золотых коронок деловито приконченных и небрежно закопанных тут и там охотников за удачей. Судей и полиции в тех местах еще не было, так что деловые споры зачастую разрешались с помощью “великого уравнителя” – револьвера системы Colt. Такая участь Скотти не улыбалась, не такой был у него характер. Почувствовав, как вокруг него начинает сжиматься кольцо обманутых им кредиторов, наш герой на последние деньги устраивает самому себе рекламное турне по крупнейшим городам Америки – от Лос Анджелеса до Нью-Йорка. Он останавливается в роскошных отелях, швыряется громадными чаевыми, и рассказывает направо и налево сказки о якобы обнаруженной им золотой жиле.

Очень скоро Скотти оказывается в центре внимания газетчиков и инвесторов. И те, и другие больше всего на свете боятся прозевать: газетчики – горячую новость, а инвесторы – горячую возможность. Это сейчас инвесторы такие осторожные и избирательные, а тогда, сто лет назад, это были совсем другие люди. Плюс золотая лихорадка, опять-таки. Вот так судьба свела талантливого проходимца Скотти и преуспевающего чикагского финансиста Алберта Джонсона.
Далее начинается невероятное: Джонсон верит каждому слову Скотти и дает ему денег, много и часто. Не видя при этом ни одного документального доказательства или пусть даже маленького самородочка! Фантастика. Скотти же, ошалевший, наверное, от такой удачи, возвращается обратно в Долину смерти и рассчитывается с кредиторами – в лучших традициях финансовых махинаторов всех времен и народов… Но подождите, самое интересное еще впереди.
Раздав долги, Скотти переводит дух и решает сбросить накопившееся напряжение.Он уходит в, так сказать, академический отпуск, который проводит в салунах и борделях Невады и Калифорнии. (Бордели, кстати, до сих пор официально разрешены в славном штате Невада, а один из них так вообще превращен в музей, сам видел. Правда, внутрь не попал и до сих пор теряюсь в догадках, что там за экспонаты…) Ну что сказать, нормальный пацан, живет по понятиям, все предсказуемо. А что же его “доверчивый” спонсор?
Вот мы и подобрались, наконец, к теме, давшей название этому посту. Проходит какое-то время, и Алберт Джонсон все-же решает посмотреть, куда делись его деньги. Тут я хочу слегка коснуться характера мистера Джонсона. В ранней молодости он стал жертвой крушения поезда, в котором погиб его отец, а сам Джонсон-младший получил тяжелую травму позвоночника. Врачи думали, не выживет, но уже через полтора года юноша ходил, лишь слегка прихрамывая. Так что кем-кем, но слабаком мистер Джонсон не был, и доверчивым рохлей тоже. Я думаю, он подружился с безбашенным Скотти потому, что увидел в нем кого-то, кем он сам хотел бы быть – в другой жизни, наверное…
Короче, в 1906 году Джонсон пишет Скотти, хочу приехать посмотреть на нашу с тобой шахту золотую. Блин, думает Скотти, что делать? Там не то что шахты – ямки в земле нет. Надо как-то принять благодетеля, но так, чтобы он ничего не увидел и вообще больше не приезжал. Окей, отвечает он Джонсону, жду тебя в июле. В июле, понимаете? В июле температура в Долине смерти зашкаливает за 110 по Фаренгейту. Полчаса на свежем воздухе – и все, мозги вскипают и уже не до инспекций. Наш Скотти талантливо, как всегда, все рассчитал, – как он думал.

Алберт же Джонсон взял и приехал – и именно в июле, да еще с женой. И случилось чудо – жаркий сухой воздух долины настолько благотворно подействовал на его ослабленный организм, что Джонсон на радостях простил Скотти все: и обман, и пропавшие деньги, и многое другое, что я здесь вынужден опустить, а вы можете узнать, если зайдете на амазон и купите там, собственно, книжку Death Valley’s Scotty’s Castle: The Story Behind the Scenery.
Не только простил, но еще больше денег отвалил – свыше 2 миллионов – на этот раз на сооружение роскошного ранчо в очень живописном Grapevine Canyon. И что вы думаете? Скотти он назначил прорабом, а потом и управляющим поместья, которое, само собой, все стали называть Scotty’s Castle. Алберт Джонсон по-прежнему оставался в Чикаго и только изредка наезжал с друзьями отдохнуть и поднабраться сил. Ко всей этой истории он относился со здоровой иронией: “Да, Скотти показал мне несколько дырок в сухом грунте,” легко соглашался Джонсон. “Но он мне вернул все до цента – своими шутками. Плюс, он чертовски классно готовит.”



Вот оно, правильное отношение к аферистам, правда, на отдельно взятом примере мистера Джонсона и весельчака Скотти. Ведь все могло закончиться иначе: руганью, угрозами, или еще хуже. А так все остались довольны, особенно Скотти. Он жил еще долго и, не сомневаюсь, счастливо, и умер аж в 1954-м году. Похоронили его там же, на холме над ранчо. Эпитафия на его надгробной плите наводит на размышления:
WALTER SCOTT
I GOT FOUR THINGS TO LIVE BY: DON’T SAY NOTHING THAT WILL HURT ANYBODY. DON’T GIVE ADVICE – NOBODY WILL TAKE IT ANYWAY. DON’T COMPLAIN. DON’T EXPLAIN.
Уолтер Скотт
В жизни я руководствовался четырьмя правилами: Не говори ничего такого, что могло бы кому-то повредить. Не давай советов – все равно не послушают. Не жалуйся. Не оправдывайся.
