Красивое фашистское тело

Год 2011 был годом России в Италии. Не неделя, не месяц, – год. Это был масштабный и знаковый культурно-политический проект, получивший поддержку на уровне правительств обеих стран. Целый год фестивалей, круглых столов, мастер-классов. Подлинный праздник высокого искусства, и знаете, что попросили итальянцы? Они попросили полотна художника Александра Дейнеки (1899–1969), признанного апологета соцреализма.

Вы, мои ровесники, вряд ли сходу вспомните это имя, а вот итальянцы его знают и любят. Еще со времен Муссолини, который считал Александра Александровича одним из лучших художников мира и официально приглашал переехать в Италию. То есть, смотрите: советский художник, основная тема работ которого – патриотическая героика, прославление коммунистического общества, изображение идеального советского человека, – абсолютно органично вписывается в культурный контекст фашистской Италии. Более того, приглашение Муссолини нисколько не рассердило Сталина, напротив, карьера художника резко пошла вгору. На него посыпались награды и титулы, он участвовал в оформлении МГУ на Ленинских горах, Дворца Съездов, ВДНХ, Московского метро. Можно сказать, лепил лицо Москвы.

Вы уже догадались, о чем я. На тему идеологической (а также мифологической, культурной и прочей иной) тождественности советского и фашистского режимов написаны тонны исследований, и это уже никакое не открытие, а запоздалое признание очевидного. Тут интересно другое: печальная судьба самого понятия “фашизм” – и я хочу высказаться в его защиту.

fascioИдеологема “фашизм” происходит от латинского fascis – пучок, связка, в более широком смысле – единство. Посмотрите на иллюстрацию слева, там в центре – боевой топор, воткнутый в связку неких древесных стволов. Это штандарт легионеров Древнего Рима, символ единения всех здоровых сил нации, символ крепкого государства. Ведь любое государство – организм, который может развиваться либо центробежно, либо центростремительно. Если центробежно – тогда в стране развал и хаос, рост цен, безработица, каждая политическая партия борется только за себя и против всех остальных, и у народа нет будущего. Именно в таком виде пребывала Италия после Первой мировой войны, когда Бенито Муссолини, прогрессивный журналист-социалист, между прочим, начал создавать свое движение под названием Forza Nuova, новая сила. В народе его отряды быстро прозвали fascisti – вот откуда пошло такое до боли знакомое нам слово “фашисты”.

Так вот, фашизм зародился как нормальная реакция на бардак в стране, как движение с целью объединения всех здоровых сил нации. Фашизм – это мощный всплеск патриотизма, который быстро и неизбежно приводит к установлению тоталитарного режима, который так же неизбежно приводит к загниванию общества. Грустный и бесконечно повторяющийся парадокс: Древний Рим, Италия, Германия, Испания, Парагвай, Венесуэла… Вот только бывшей Совдепии фашизм не угрожает – хотя бы в силу отсутствия гражданского общества как такового, а то, что там есть, ни на какие мощные всплески неспособно. Нет, там пойдут другим путем, там будут уродливые евразийские деспотии с внутриклановой грызней.

Но я, как всегда, отвлекся. Возвращаемся к любимцу тиранов художнику Дейнеке и его очень большим по размеру картинам, на которых советская молодежь, по словам автора, “героически трудится и замечательно отдыхает”. Сын и активный соавтор своей эпохи, Дейнека изобрел формулу изображения человека новой породы – «коллективного человека», как он говорил. Это рослые, физически развитые мужчины и женщины, это парад мощных плеч, спин, грудей, бедер, ягодиц:

D-1

D-2

D-3

D-4

Дейнека 1948

То есть, через здоровое тело к здоровой нации, примерно так позже креативили копирайтеры доктора Геббельса. Да и сам Сан Саныч, нужно отдать ему должное, старался жить по тем же канонам. Посмотрите на его автопортрет – здесь мастеру 49 лет!

Красавец, не то что какой-нибудь там Леонардо да Винчи, изображавший себя в балахоне, да еще небритым. Нет чтобы с гирей наперевес…


Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.