
И снова о славной испанской провинции Андалусии и ее знаменитых жителях. На этот раз речь пойдет не о затравленном еврее, а об очень даже уравновешенном арабе по имени Абу аль-Касим аль-Захрави (936 – 1013 гг.). Это был знаменитый на весь мусульманский мир лекарь и ученый, автор первой в истории человечества тридцатитомной медицинской энциклопедии, которую он остроумно назвал “Аль-Тасриф” (полное название Al-Tasrif li man ajaz an-il-talif – Пособие для тех, кому не под силу умные книги…) . Аль-Захрави делал все – изобретал хирургические инструменты, удалял камни из мочевого пузыря, лечил простатит, и даже вживлял искусственные зубы. И это в 10 веке! Нет, ну почему человечество так и не научилось сохранять наследие гениальных самородков? Восемь веков спустя отец-основатель США Джордж Вашингтон, страдавший парадонтозом, был вынужден носить во рту ужасные деревянные протезы, изготовленные по спецзаказу доблестными парижскими стоматологами-вредителями.
Так вот, Аль-Захрави. Его труды были впоследствии переведены, само собой, на латынь, и по ним училось несколько поколений европейских медиков, но свое место в истории он занял благодаря открытию в совсем другой области. Абу аль-Касим аль-Захрави изобрел первую в мире твердую губную помаду. В виде полосок ароматной красящей смеси. В специальных таких пафосных формочках.
Подумать только, на какие жертвы шли женщины до этого! Древние вавилонянки добивались яркого цвета губ с помощью особой смеси мелко-мелко искрошенных полудрагоценных камней. Как же они хрустели на зубах их кавалеров – древних вавилонцев!
Древние египтянки мазали губы смесью из пчелиного воска, животного жира и смеси брома с йодом, что дало повод историкам назвать такой рецепт “поцелуем смерти”. Большой поклонницей губной помады была Клеопатра — ее косметика изготавливалась из красных жуков, истолченных в ступке и смешанных с муравьиными яйцами. Для придания же блеска своим губам египтянки использовали рыбью чешую, и это еще не самое страшное. Косметика матрон Древнего Рима была густо замешана на таких убийственных канцерогенах как сурьма и свинец, то есть тетки травили себя не по-детски. А вот древнерусские гламурницы акцентировали щеки и губы при помощи таких натурпродуктов как толченый кирпич, свекла, клубника, малина…
Вы будете смеяться, но в эпоху мрачного средневековья косметика подвергалась таким же гонениям, как, например, астрономия. В 1653 году английский пастор Томас Холл основал целое движение под лозунгом “раскрашивание лица — это работа дьявола”. Как тут не вспомнить советских идеологов-мракобесов с их “джаз – это музыка толстых”… А возвращаясь к Англии, так у них там до сих пор сохранился закон от 1770 года, по которому женщину, соблазнившую мужчину с помощью косметики, следует считать ведьмой. Ну, мы с друзьями так примерно всегда и думали.
О косметике, как и о фаллоимитаторах и их роли в укреплении гражданских свобод, можно говорить бесконечно, а это связано с риском растерять всех моих читателей, которых примерно восемь. Поэтому, закругляясь, остановлюсь лишь на этимологии самого слова “помада”.
Так вот, девушки, отец этого слова – небезызвестный кардинал де Ришелье. Помните, Дюма, три мушкетера, д’Артаньян? Кардинал-злодей питал слабость к яблочному аромату. Он любил его настолько, что держал яблоки в своем рабочем столе, а однажды велел приготовить душистую мазь, которую и назвал помадой (от французского pomme – яблоко). Поначалу помада была бесцветной, но очень скоро в нее стали добавлять яркие красители. Причем, во Франции во второй половине 18-го века губной помадой пользовались исключительно мужчины. То есть, представьте картину маслом: бесстрашные мушкетеры, поутру проснувшись, расчесывают усы и бородки, красят губы, продевают шпаги в портупеи…
