Киевские хризантемы ялтинского грека

Опоздал я с этим постом – нужно было в прошлом году. В ушедшем, 2011-м году, исполнилось ровно 125 лет со дня рождения Николая Ивановича Харито (1886—1918). Это имя никому ничего не говорит, но его главное произведение знает каждый человек моего поколения: “Отцвели уж давно хризантемы в саду.” Премьера знаменитого романса состоялась в 1910 году в тетре Бергонье на Фундуклеевской, где студент Киевского Императорского университета Святого Владимира Николай Харито подрабатывал по вечерам аккомпаниатором:

Сейчас на этом месте находится театр Русской драмы имени Леси Украинки:

А еще через три года, в 1913-м, на экраны Российской империи вышла картина под тем же названием. Немая, как тогда говорили, фильма стала настоящим хитом благодаря участию в ней тогдашних звезд российского синематографа Ивана Мозжухина и Зои Карабановой. Федор Шаляпин исполнял знаменитые “Отцвели хризантемы” под аккомпанемент Сергея Рахманинова… А на самого Харито – молодого, красивого киевлянина греческого происхождения – обрушились слава и лавина женского внимания. Капельдинеры киевских театров носили ему записки от прекрасных незнакомок с текстами типа “какой вы интересный…” Потом – большевистский переворот, гражданская война, мобилизация в армию Деникина и нелепая гибель на Кубани в 1918-м году.

Не стану пересказывать существующие, пусть даже немногочисленные, публикации (Музыкальная гостиная Дмитрия Щварца, “Хризантемы ялтинского грека,” Киевский телеграф, 1997), объясню только, что я назвал Харито “ялтинским греком” оттого, что родился он в Ялте в результате внебрачной связи двух крымчан греческого происхождения – Ивана Иванисова и Надежды Харито. По законам того времени, внебрачным детям давали фамилию матери.

Не знаю, почему, но судьба этого талантливого и полузабытого киевлянина что-то затронула во мне. Наверное, дело в географии: в 1919 году сестры Николая Харито перевезли тело брата в Киев, в железную церковь на Галицкой площади (сейчас это площадь Победы), откуда рукой подать до дома на Фундуклеевской, где я родился и вырос. А отпевали Николая Харито во Владимирском соборе, мимо которого пролегал мой ежедневный маршрут в желтый корпус того же Киевского университета…


Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.